Новости

Госдума рассматривает ежегодное повышение утилизационного сбора

В Госдуме предложили ежегодно индексировать утилизационный сбор на автомобили с 2024 по 2030 год. Инициатива предполагает, что утильсбор на машины с двигателями от 1 до 2 литров уже в следующем году увеличится с 300 тыс. рублей до 556 тыс. рублей, а к 2030 году достигнет 1,17 млн рублей. Для электромобилей утилизационный сбор планируется повысить в 4 раза.

Возможные последствия для автомобильного рынка

Автоэксперты предупреждают, что такие изменения могут сделать многие автомобили недоступными для массового покупателя. Это также может привести к уходу с рынка ряда моделей, включая те, которые только начали собираться в России. Например, под угрозой находятся китайские бренды, которые активно выходят на российский рынок. Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов выразил опасения, что китайские автомобили создают серьезную конкуренцию для Lada Vesta.

Влияние на конкуренцию и цены

Основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев считает, что повышение утильсбора может вынудить некоторые модели китайских автопроизводителей покинуть российский рынок. Например, такие модели, как Changan Alsvin, могут исчезнуть, а будущее Omoda и других моделей «Автотора» также под вопросом. При этом Мосеев сомневается, что утильсбор будет резко повышен уже в 2024 году, так как новое руководство Минпромторга может принять более взвешенное решение.

Финансовая нагрузка на автозаводы и потребителей

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отмечает, что любое повышение утильсбора приведет к росту цен не только на импортные машины, но и на продукцию российских брендов. Заводы сначала должны заплатить утильсбор, который позже компенсируется в виде субсидий. Это приводит к временной заморозке средств, что в условиях дорогих заемных денег увеличивает стоимость автомобилей. Кадаков также указывает, что китайские производители могут частично компенсировать это повышение за свой счет, но их возможности в этом ограничены.

Удар по вторичному рынку и услугам

Вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин считает, что повышение утильсбора негативно скажется на всем российском авторынке. Увеличение цен на новые автомобили приведет к подорожанию подержанных машин, запчастей и услуг автосервисов. В результате, граждане будут вынуждены дольше эксплуатировать свои автомобили, что увеличит спрос на запчасти и сервисные услуги, а также приведет к росту цен на такси и каршеринг.

Что в итоге?

Инициатива по ежегодному повышению утильсбора вызывает серьёзные опасения среди автоэкспертов. Они предупреждают, что такие меры могут значительно изменить российский автомобильный рынок, сделав некоторые автомобили недоступными для покупателей и увеличив стоимость как новых, так и подержанных машин.