С 9 августа 2023 года вступили в силу новые правила экспорта автомобилей из Японии в Россию. В числе запретов – ввоз машин с объемом двигателя более 1,9 литра, электромобилей, гибридов, ванов и грузопассажирских автомобилей. Рассмотрим, как эти санкции повлияют на экономику обеих стран и автомобильный рынок.
Новые санкции и их содержание
Япония ввела дополнительные ограничения на экспорт автомобилей в Россию, запрещая ввоз как новых, так и подержанных машин с двигателями объемом более 1,9 литра. Также под запрет попали электромобили, гибриды, ваны и грузопассажирские автомобили. Это дополняет уже действующие с апреля 2022 года санкции, которые запрещали экспорт автомобилей стоимостью более $43,000 и других транспортных средств, таких как грузовики и бульдозеры.
Список товаров, подлежащих контролю, был расширен до 758 наименований, включая не только автомобили, но и волокна, трубки, гипс, цемент и продукцию химической промышленности.
Влияние на российский автомобильный рынок
По состоянию на 2021 год в России было зарегистрировано около 4 миллионов автомобилей с правым рулем, что составляет 7,6% от всего автопарка страны. На Дальнем Востоке праворульные машины составляют три четверти автопарка, а в Сибири – каждую четвертую машину.
Существуют два основных сценария развития событий:
- Обход санкций. Россия и Япония могут использовать третьи страны для переправки автомобилей. Уже обсуждаются варианты использования Южной Кореи, Малайзии, Китая и Монголии для этих целей. Это может увеличить время ожидания и стоимость автомобилей для конечных покупателей.
- Соблюдение санкций. Если японское правительство будет строго контролировать исполнение санкций, то автотрейдеры не смогут обойти запреты, что приведет к сокращению поставок автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра и гибридов.
Экономические последствия для Японии
Новые санкции могут существенно повлиять на экономику Японии. В 2022 году Япония экспортировала в Россию товаров на сумму 4,61 миллиарда долларов, из которых 59% составляли автомобили и комплектующие. В 2021 году Россия была крупнейшим импортером японских автомобилей с пробегом, составляя 13,27% экспорта. В 2022 году доля России увеличилась до 19,48%.
Экономика Японии и так сталкивается с трудностями: растет инфляция, снижаются промышленные показатели и налоговые поступления. Отказ от экспорта в Россию, обеспечивающего спрос на японские товары и валюту, может усугубить эти проблемы.
Прогнозы и изменения на рынке
Российские автотрейдеры уже начали искать обходные пути и готовиться к новым санкциям. В июле 2023 года экспорт машин из Японии в Россию вырос на 84% по сравнению с июлем 2022 года. Однако после вступления санкций в силу количество оформленных на владивостокской таможне автомобилей упало на 57%.
Новые санкции затронут многие сферы, связанные с автомобильной торговлей:
- Брокеры, занимающиеся таможенным оформлением.
- Железнодорожники и водители автовозов.
- Банкиры, обслуживающие переводы денег в Японию.
- Работники гостиниц и общепита, обслуживающие перегонщиков и покупателей автомобилей.
Автотрейдеры будут вынуждены искать новые способы работы, в том числе переходить на работу под заказ конкретных клиентов. Цены на аукционах уже начали меняться, а слабеющий рубль только увеличивает стоимость автомобилей для российских покупателей.
Заключение
Новые санкции Японии против российского автомобильного рынка создают проблемы для обеих сторон. В России больше всего пострадают те, кто занимается перепродажей машин, тогда как увеличение утильсбора уже влияет на доступность автомобилей. В Японии же негативные последствия скажутся на экономике и производителях, которые будут искать новые пути для поддержания своих позиций на рынке.